Загрузка...
Межрегиональное управление Росприроднадзора по г. Москве и Калужской области

Управление государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия

Кузнецова
Татьяна
Александровна

Начальник Управления

Управление государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия


Чеботарева
Дарья
Михайловна

Заместитель начальника Управления

Управление государственного надзора и регулирования в области обращения с отходами и биоразнообразия

Прокофьев Александр Александрович

Начальник отдела

Отдел надзора и разрешительной деятельности в области обращения с отходами

Гусева Юлия Андреевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Отдел надзорной деятельности в области обращения с отходами

Фатеева Наталья Юрьевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Отдел регулирования и нормирования в области обращения с отходами

Моргунов Петр Александрович

Заместитель начальника отдела

Отдел разрешительной деятельности в области сохранения биоразнообразия

На Управление возложено решение следующих основных задач:

обеспечение соблюдения основных принципов и требований законодательства Российской Федерации при осуществлении функций, возложенных на Управление;

реализация полномочий Службы, в том числе:

  • осуществление федерального государственного экологического надзора в пределах компетенции Управления;

  • контроль за выполнением уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, не отнесенных к водным биологическим ресурсам, и в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в пределах компетенции Управления;

  • координация деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира в пределах своей компетенции;

  • осуществление деятельности Службы по выдаче разрешительной документации по вопросам, отнесенным к компетенции Управления.


Электронная почта:

Фактический адрес:

119002, г. Москва, Большой Николопесковский переулок, д. 15, стр. 2

Приемная

Телефон:

(499) 673-06-81 доб. 169

E-mail:

10upr@rpn.gov.ru

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Чеботарева Дарья Михайловна

Заместитель начальника Управления

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 151

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел надзора и разрешительной деятельности в области обращения с отходами

Прокофьев Александр Александрович

Начальник отдела

Трансграничное перемещение отходов; трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции; ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ; лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности; ФККО; паспортизация отходов

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 152

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 153, 154

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел надзорной деятельности в области обращения с отходами

Гусева Юлия Андреевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Государственный надзор в области обращения с отходами, ведение ГРОРО, отчетность по форме №2-ТП (отходы), территориальные схемы в области обращения с отходами, региональные операторы по обращению с ТКО, согласование проектов работ по ликвидации накопленного вреда

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 157

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела (ГРОРО, 2-ТП, надзор):

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 156, 155

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела (согласование проектов работ по ликвидации накопленного вреда):

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 158

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел регулирования и нормирования в области обращения с отходами

Фатеева Наталья Юрьевна

Заместитель начальника Управления - начальник отдела

Нормирование, расширенная ответственность производителей/импортеров

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 161

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 160, 159

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел разрешительной деятельности в области сохранения биоразнообразия

Моргунов Петр Александрович

Заместитель начальника отдела

Рассмотрение заявлений и подготовка разрешительных документов в сфере сохранения биоразнообразия

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 165

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 163, 166

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Сорокина Инна Олеговна

Советник

Взаимодействие по Конвенции СИТЕС

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 168

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Отдел надзора в сфере особо охраняемых природных территорий и животного мира

Скрылева Ксения Анатольевна

Начальник отдела

Государственный лесной контроль (надзор) в лесах, расположенных на землях ООПТ федерального значения; федеральный государственный контроль (надзор) в области обращения с животными, за исключение использования животных в культурно-зрелищных целях; контроль переданных полномочий в области охраны и использования животного мира и охоты

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 167

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Контакты отдела:

Телефон:

(499) 673-06-51, доб. 167, 162

вт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

чт

9:00-12:00 и 14:00-16:00

Вопросы паспортизации отходов I-IV классов опасности и подтверждения отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности

Ст. 14 Федерального закона № 89-ФЗ на индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц возложена обязанность по осуществлению отнесения отходов
к конкретному классу опасности и подтверждению такого отнесения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, а также составлению паспорта отходов I - IV классов опасности.

Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 (далее – Порядок № 1026).

Согласно пунктам 3-5 Порядка № 1026 паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности.

При паспортизации отходов I - IV классов опасности составляются паспорта отходов, включенных в Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО), и паспорта отходов, не включенных в ФККО.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспортов отходов, не включенных в ФККО, подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации

Порядок подтверждения отнесения отходов I-V классов опасности
к конкретному классу опасности утвержден приказом Минприроды России
от 08.12.2020 № 1027 (далее – Порядок № 1027).

Установление соответствия отходов виду отходов, включенному в ФККО, производится путем сопоставления и установления идентичности классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма) с использованием банка данных об отходах.

П. 5 Порядка № 1027 установлено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, виды которых не включены в ФККО, в течение 90 рабочих дней со дня установления, по результатам проведения учета отходов, такого вида отходов, а также со дня изменения технологического процесса или вида деятельности, приводящих к изменению видов образующихся отходов, подготавливают документы и материалы обоснования отнесения отходов
к конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и направляют их в территориальный орган Росприроднадзора для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности.

Согласно п. 3 и 4 Порядка № 1027 отходы считаются не включенными
в ФККО, если при сопоставлении их классификационных признаков (происхождение, состав, агрегатное состояние и физическая форма)
с классификационными признаками видов отходов, включенных в ФККО и в банк данных об отходах, полное соответствие классификационных признаков не установлено.

Класс опасности отходов, не включенных в ФККО, определяется на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденных приказом Минприроды России
от 04.12.2014 № 536.

Класс опасности вида отхода, не включенного в ФККО, определяется его химическим и компонентным составом.

Химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается на основании сведений, содержащихся в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации.

В случае отсутствия сведений о химическом и (или) компетентном составе отходов в технологических регламентах, технических условиях, стандартах, проектной документации, химический и (или) компонентный состав отходов устанавливается по результатам количественных химических анализов, выполняемых с соблюдением требований Федерального закона от 26.06.2008
№ 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Допускается использование одновременно обоих способов для определения химического и (или) компонентного состава отходов.

Пункты 8, 9 Порядка № 1026 определяют случаи для переоформления паспорта отхода I - IV классов опасности.

Переоформление паспортов отходов I - IV классов опасности, составленных
до вступления в силу Порядка № 1026 и оформленных согласно требованиям и форме правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 № 712, не требуется.

Дополнительно сообщаем, что Порядок № 1026 не предусматривает направление паспортов отходов I - IV классов опасности в Росприроднадзор.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обеспечить хранение составленных согласно требованиям и форме Порядка № 1026 паспортов отходов, а также документов и материалов, подтверждающих отнесение отхода
к конкретному классу опасности.


Какие документы и материалы необходимо иметь хозяйствующему субъекту для подтверждения образования отхода V класса опасности

Хозяйствующему субъекту, в процессе деятельности которого образуются отходы V класса опасности, необходимо наличие документов, подтверждающих компонентный состав и иные классификационные признаки образуемых отходов.

Таким документом может быть, в том числе, результат биотестирования отхода, подтверждающий класс опасности, в установленном порядке.


О необходимости оформления паспортов отходов I-IV классов опасности для всех структурных подразделений юридического лица

Статья 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ
«Об отходах производства и потребления» обязывает индивидуальных предпринимателей и юридических лиц осуществлять, в том числе, составление паспорта отхода I - IV классов опасности.

Порядок паспортизации и типовые формы паспортов отходов I - IV классов опасности» утверждены приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026
(далее – Порядок № 1026).

В случае, если отходы, образующиеся у юридического лица на каждой из площадок (филиалов, обособленных подразделений, отдельных производственных территорий) идентичны по всем классификационным признакам, оформление паспортов отходов I-IV классов опасности на каждую из таких площадок
не требуется.

Обращаем внимание, что типовые формы паспортов отходов I-IV классов опасности, включенных и не включенных в ФККО, содержат графу «Адрес (адреса) фактического осуществления деятельности».

О вступлении в силу приказа Росприроднадзора от 29.05.2020 № 585

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в связи
с государственной регистрацией Минюстом России приказа Минприроды России от 09.12.2020 № 1038 «О признании утратившими силу некоторых приказов Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в сфере предоставления государственных услуг» (зарегистрирован Минюстом России 02.03.2021, регистрационный № 62644) (далее – приказ Минприроды России
№ 1038) сообщает следующее.

Приказом Минприроды России № 1038 признается утратившим силу, среди прочих, приказ Минприроды России от 01.07.2016 № 379 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (зарегистрирован Минюстом России 28.07.2016, регистрационный № 43019) (далее – приказ Минприроды России № 379).

В соответствии с пунктом 3 приказа от 29.05.2020 № 585 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (зарегистрирован
в Минюстом России 08.07.2020, регистрационный № 58871) (далее – приказ Росприроднадзора № 585, Административный регламент) настоящий приказ вступает в силу со дня признания утратившим силу приказа Минприроды России № 379.

В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Российской Федерации
от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации
и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Приказ Минприроды России № 1038 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru) 02.03.2021, номер опубликования № 0001202103020036.

Приказ Росприроднадзора № 585 вступает в силу с 13.03.2021, в связи с чем обращаем внимание на порядок разграничения полномочий при предоставлении государственной услуги между центральным аппаратом и территориальными органами Росприроднадзора, установленный пунктами 8-11 Административного регламента.

Так, в соответствии с пунктом 8 Административного регламента центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет предоставление государственной услуги
в части:

сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов
I-II классов опасности;

размещения отходов I - IV класса опасности;

сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания отходов III-IV классов опасности в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, полномочия по предоставлению государственной услуги на территории которых осуществляют разные территориальные органы Росприроднадзора.

Территориальные органы Росприроднадзора, в соответствии с пунктом 9 Административного регламента, предоставляют государственную услугу
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности на территориях тех субъектов Российской Федерации, в границах которых они осуществляют предоставленные им полномочия.

В случае, если заявителем планируется осуществление видов работ, указанных одновременно в пунктах 8 и 9 Административного регламента, предоставление государственной услуги осуществляет центральный аппарат Росприроднадзора.

Передача территориальному органу Росприроднадзора полномочий
по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности, в случае осуществления такой деятельности на территории нескольких субъектов Российской Федерации, отнесенных к полномочиям двух и более территориальных органов, осуществляется поручением Руководителя (заместителя Руководителя) Росприроднадзора, подготовленным на основании мотивированной служебной записки соответствующего структурного подразделения центрального аппарата Росприроднадзора.

В настоящее время ведется работа по внесению изменений
в Административный регламент в целях приведения его в соответствие
с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» в Федеральный закон от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 № 2343
«Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий», постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности».

Таким образом, приказ Росприроднадзора № 585 применяется в части,
не противоречащей действующему законодательству.


О вступлении в силу постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования информирует, что с 01.01.2021 Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 (далее – Положение о лицензировании № 1062) утратило силу в соответствии с п. 25 Приложения 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 № 1496 «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, об отмене некоторых нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий
по контролю при осуществлении государственного экологического надзора».

Вместе с тем, с 01.01.2021 вступило в силу постановление
Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности» (далее – Положение о лицензировании № 2290).

Положением о лицензировании № 2290 изменены как отдельные лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату),
так и отдельные требования к перечню предоставляемой соискателем лицензии (лицензиатом) информации, необходимой для получения (переоформления) лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке,
утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности
(далее – деятельность в области обращения с отходами I-IV классов опасности).

Пунктом 5 Положения о лицензировании № 2290 установлен перечень информации, которую соискателям лицензии необходимо указать в заявление
о предоставлении лицензии для ее получения.

Пунктом 7 Положения о лицензировании № 2290 установлен перечень информации, которую лицензиату необходимо указать в заявлении
о переоформлении лицензии для ее переоформления.

Так, подпунктом «б» пункта 5 Положения о лицензировании № 2290, а также подпунктом «б» пункта 7 Положения о лицензировании № 2290 установлены требования для работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

При этом обращаем внимание, что указанные выше пункты 5 и 7 Положения
о лицензировании № 2290 не содержат требований о представлении
соискателем лицензии реквизитов или лицензиатом сведений о наличии
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности.

Подпункты «в», «г» и «д» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290 содержат лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии,
а также к лицензиату при намерении или осуществлении работ по обработке отходов I-IV классов опасности, утилизации отходов I-IV классов опасности
и обезвреживании отходов I-IV классов опасности, соответственно.

Так, указанные выше пункты содержат, в том числе, требования о наличии
у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании, при выполнении работ по обработке, утилизации, обезвреживании отходов I-IV классов опасности, специализированного мобильного оборудования (установок) в случае, если технология по выполнению указанных работ требует наличия такого оборудования и (или) специализированных установок.

При этом подпунктами «в», «г» и «д» пункта 7 Положения о лицензировании № 2290 установлено, что при намерении осуществлять лицензируемый
вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному
в лицензии, при выполнении работ с применением мобильного оборудования (установок) указание в заявлении о переоформлении лицензии реквизитов
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, не требуется.

Также в подпункт «г» пункта 3 Положения о лицензировании № 2290,
при намерении или осуществлении соискателем лицензии (лицензиатом) работ
по утилизации отходов I-IV классов опасности включено требование о наличии
у соискателя лицензии (лицензиата) положительного заключения государственной экологической экспертизы (в случаях, определенных Федеральным законом
от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»), а также использование лицензиатом объекта утилизации отходов I-IV классов опасности в соответствии
с документацией, получившей указанное положительное заключение государственной экологической экспертизы.

При этом подпункты «г» пунктов 5 и 7 Положения о лицензировании
№ 2290 также содержат требования о представлении в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии на деятельность в области обращении с отходами соискателем лицензии (лицензиатом) информации о реквизитах положительного заключения государственной экологической экспертизы в случаях, когда обязанность по получению такого заключения предусмотрена Федеральным законом от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».


О разъяснении по вопросу указания в лицензии конкретного адреса осуществления вида деятельности при использовании мобильных установок

Правовая основа лицензируемой деятельности определена Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) и Положением о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2020 № 2290 (далее – Положение № 2290).

В Законе № 99-ФЗ установлено требование о необходимости включения
в лицензию сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности (пп. 2, 3 п. 1 ст. 15).

В силу п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит соискателю лицензии или лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать
с местом нахождения соискателя лицензии или лицензиата.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона № 99-ФЗ юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения
о предоставлении лицензии.

Указанные положения Закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений
п. 8 ст. 3 Закона № 99-ФЗ в случае осуществления деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

При намерении соискателя лицензии (лицензиата) осуществлять деятельность по обращению с отходами I - IV классов опасности с использованием (перемещение) установки (мобильной и/или стационарной) для выполнения работ по утилизации или обезвреживанию на земельных участках, предназначенных для осуществления такой деятельности, соискателю лицензии (лицензиату) необходимо указывать конкретное место (адрес) осуществления лицензируемого вида деятельности с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ и Положения № 2290.

Следовательно, в случае осуществления деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности
(в том числе, с использованием специализированного оборудования, установок, техники (мобильного и (или) стационарного) на конкретных земельных участках, которые имеют адреса или другие позволяющие идентифицировать объект данные, действие лицензии будет распространяться только на конкретный адрес, указанный в лицензии.


О разъяснении по вопросу осуществления хозяйствующими субъектами работ по транспортированию отходов I-IV классов опасности на территории субъектов Российской Федерации

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), лицензирующей деятельности - положениями Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон № 99-ФЗ).

В ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ даны основные определения в области обращения с отходами, в том числе, транспортированием отходов является перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации,
в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 89-ФЗ, а также
в соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

Вместе с тем, пунктами 2 и 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ предусмотрено требование о необходимости включения в лицензию, в том числе, сведений об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности
(за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц).

Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ местом осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию (далее – место осуществления лицензируемого вида деятельности), является объект (помещение, здание, сооружение, иной объект), который предназначен для осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) используется при его осуществлении, соответствует лицензионным требованиям, принадлежит лицензиату на праве собственности либо ином законном основании, имеет почтовый адрес или другие позволяющие идентифицировать объект данные. Место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения лицензиата.

Также ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую предоставлена лицензия, на всей территории Российской Федерации со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии.

Указанные положения Федерального закона № 99-ФЗ применяются с учетом положений п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ в отношении деятельности, не связанной с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности.

При намерении хозяйствующего субъекта осуществлять деятельность,
не связанную с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности (транспортирование отходов I-IV классов опасности), привязка к месту осуществления лицензируемого вида деятельности осуществляется исходя
из понятия места осуществления лицензируемого вида деятельности, установленного п. 8 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ, которое, в том числе, определяет, что место осуществления лицензируемого вида деятельности может совпадать с местом нахождения хозяйствующего субъекта.

Таким образом, в случае осуществления деятельности, не связанной
с размещением на земельных участках (зданиях, сооружениях) объектов, предназначенных для осуществления такой деятельности (транспортирование отходов I-IV классов опасности), действие лицензии будет распространяться
на всю территорию Российской Федерации

При этом требования ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 99-ФЗ, устанавливающие для лицензиата уведомительный порядок лицензирующих органов субъектов Российской Федерации, не распространяются на лицензии, выданные лицензирующими органами федерального значения.


Как получить разрешение на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции

Росприроднадзор принимает участие в государственном регулировании трансграничного перемещения озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции, определенных списками А, В, С, D, Е раздела 1.1 Перечня товаров,
в отношении которых установлен запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза и списками С, F раздела 2.1 Перечня товаров,
в отношении которых установлен разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и(или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденных Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30
(далее – Решение № 30), в соответствии с Административным регламентом Росприроднадзора по представлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ
и содержащей их продукции, утвержденным приказом Минприроды России
от 22.11.2011 № 907 (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 10 Административного регламента на каждый товар, классифицируемый в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, выдается отдельное заключение.

Единая форма заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз
и транзит отдельных товаров, включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле
с третьими странами, утверждена Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.05.2012 № 45.

Исчерпывающий перечень документов, необходимых для получения разрешения на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ
и продукции, их содержащей приведен в пункте 13 Административного регламента и пункте 17 Приложения 20 к Решению № 30.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги определены пунктом 21 Административного регламента и пунктом 18 Приложения № 20
к Решению № 30.

В соответствии с пунктом 11 Административного регламента решение
о выдаче разрешения (отказ в выдаче разрешения) принимается в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления.

Пунктом 32.4 Административного регламента определено, что ответственный исполнитель в срок, не превышающий 7 рабочих дней, рассматривает заявление
и прилагаемые к нему документы и в случае выявления некомплектности представленных документов готовит проект информационного письма Заявителю
с указанием конкретных документов, отсутствие которых послужило основанием для приостановления предоставления государственной услуги в соответствии
с пунктом 20 Административного регламента.

Согласно подпункту 78 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ за выдачу разрешения
на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции уплачивается государственная пошлина в размере 160 000 рублей.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины за выдачу разрешения
на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей
их продукции размещены на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Контакты» по электронному адресу https://rpn.gov.ru/requisites/reqs/.

Предоставление государственной услуги по выдаче разрешений
на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции осуществляет Центральный аппарат Росприроднадзора.

Заявительные документы представляются заявителем лично или почтовым отправлением на бумажном носителе или в форме электронных документов.
В случае подачи заявительных документов почтовым отправлением, документы следует направить в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования по адресу: 125993, г. Москва, Большая Грузинская ул., д. 4/6, стр. 1.

В настоящее время на едином портале государственных услуг Российской Федерации не реализована функция подачи заявления в электронном виде
на предоставление государственной услуги по выдаче разрешений
на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции. Подать документы в электронном виде, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, возможно воспользовавшись сервисом сайта Росприроднадзора «Направить обращение». Заявление и документы, необходимые для оказания государственной услуги, рекомендуется разместить
на облачное хранение. Ссылка на облачное хранение указывается в обращении. Обращаем внимание, что подписанию усиленной квалифицированной электронной подписью подлежат также все документы, прилагаемые к заявлению
о предоставлении государственной услуги.

Заявителями на получение разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции являются юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность, связанную
с озоноразрушающими веществами и содержащей их продукцией, и обратившиеся
с заявлением о предоставлении государственной услуги.

Уполномоченные представители юридических лиц, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной
в соответствии с законодательством Российской Федерации и подписанной лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа юридического лица, либо нотариально заверенной копии такой доверенности.

Уполномоченные представители индивидуальных предпринимателей, представляющие их интересы, могут действовать на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации
и подписанной индивидуальным предпринимателем, либо нотариально заверенной копии такой доверенности.

Как получить разрешение на трансграничное перемещение ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических веществ и психотропных материалов

Росприроднадзор во исполнение п.п. 5.5(13) и 5.3.17 Положения
о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400
и распоряжения Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 № 1567-р
«Об утверждении перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на согласование заявлений о выдаче лицензий на экспорт
и (или) импорт товаров и оформление других разрешительных документов в сфере внешней торговли товарами в случаях, предусмотренных приложениями
о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза
в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами», принимает участие
в государственном регулировании ввоза в Российскую Федерацию и (или) транзита через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, приведённых в разделе 2.13 приложения № 2 к Решению Коллегии Евразийской экономической
комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования»
(далее – Решение ЕЭК № 30) и разделе III Номенклатуры сильнодействующих
и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств
и психотропных веществ, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 № 930 «Об утверждении номенклатуры сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических веществ и психотропных веществ, на которые распространяется порядок ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.1996 № 278».

Решение ЕЭК № 30 регулирует отношения, связанные с установлением единых мер нетарифного регулирования, а именно запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению ЕЭК № 30, а также разрешительный порядок ввоза
на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза
с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2 Решения ЕЭК № 30.

Порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств
и психотропных веществ, включенных в раздел 2.13 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30, установлен Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ согласно приложению № 19 к Решению ЕЭК № 30 (далее – Положение).

Согласно пункту 3 Положения ввоз ядовитых веществ осуществляется при наличии лицензии, оформленной в соответствии с инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров
и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением ЕЭК от 06.11.2014
№ 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением ЕЭК от 16.05.2012 № 45
(далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 Положения.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенному органу государства-члена Евразийского экономического союза при прибытии ядовитых веществ на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Ввоз товаров на территорию Российской Федерации осуществляется
на основании лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которая предоставляется на основании заключения (разрешительного документа) Росприроднадзора.

Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешений на ввоз в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ (далее – Разрешения), включенных
в раздел 2.13 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30, в рамках Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на ввоз
в Российскую Федерацию или транзит через территорию Российской Федерации ядовитых веществ, утвержденного приказом Минприроды России от 09.06.2014
№ 259 (далее – Административный регламент № 259), в котором установлены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче Разрешений.

Для получения государственной услуги по выдаче Разрешения заявителю необходимо представить в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным п. 16 Положения и п. 12 Административного регламента № 259

Также сообщаем, что пунктом 26 Административного регламента № 259 установлено, что за выдачу Разрешения взимается государственная пошлина
в размере, установленном подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены
на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет»
по адресу https://rpn.gov.ru/requisites/reqs/.

Как получить разрешение на трансграничное перемещение опасных отходов

В соответствии с п. 5.5.(13) Положения о Федеральной службе по надзору
в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400, Росприроднадзор согласовывает заявления о выдаче лицензий на экспорт и (или) импорт товаров, а также оформляет другие разрешительные документы в случаях, предусмотренных положениями
о применении ограничений в отношении товаров, к которым применяются
запреты или ограничения в торговле с третьими странами на ввоз или вывоз государствами-членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества.

Трансграничное перемещение отходов по территории Российской Федерации (ввоз отходов на территорию Российской Федерации, транзит отходов по территории Российской Федерации, вывоз отходов с территории Российской Федерации) регулируется Базельской конвенцией о контроле за трансграничной
перевозкой опасных отходов и их удалением (далее – Базельская конвенция), Правилами трансграничного перемещения отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов» (далее – Правила), Решением Коллегии
Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» (далее – Решение ЕЭК № 30) и Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов, утвержденного приказом Росприроднадзора от 20.05.2020 № 558
(далее – Административный регламент № 558).

Решение ЕЭК № 30 регулирует отношения, связанные с установлением единых мер нетарифного регулирования, а именно запрет ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 1 к Решению ЕЭК № 30 и разрешительный порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза товаров по перечню согласно приложению № 2 Решения ЕЭК № 30.

Положение о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза и вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов согласно приложению № 7 к Решению ЕЭК № 30
(далее – Положение) устанавливает порядок ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза и (или) вывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза опасных отходов, включенных в раздел 2.3 приложения № 2 к Решению ЕЭК № 30.

Согласно пункту 4 Положения ввоз и (или) вывоз опасных отходов осуществляются при наличии лицензии, оформленной в соответствии с Инструкцией об оформлении заявления на выдачу лицензии на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров и об оформлении такой лицензии, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 06.11.2014 № 199 (далее - лицензия), или заключения (разрешительного документа), составленного по форме, утвержденной Решением Коллегии ЕЭК от 16.05.2012 № 45 (далее - заключение (разрешительный документ)), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 Положения.

Лицензия или заключение (разрешительный документ) представляется таможенным органам государств-членов при прибытии опасных отходов
на таможенную территорию Евразийского экономического союза.

Таким образом, ввоз на территорию Российской Федерации и (или) вывоз
с территории Российской Федерации опасных отходов осуществляется на основании лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, которая предоставляется на основании заключения (разрешительного документа) Росприроднадзора.

Вместе с тем, Правила № 442 также устанавливают порядок ввоза отходов
на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования, вывоза отходов с территории Российской Федерации, а также транзита отходов по ее территории, включенных в приложения № 1 и № 2 к Правилам № 442.

В соответствии с пояснениями к разделам 1.2 и 2.3 приложений № 1 и № 2
к Решению ЕЭК № 30, для целей использования разделов необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием (физическими
и химическими характеристиками) товара.

Также согласно пояснениям, к приложению № 1 и № 2 Правил № 442 принадлежность товара к перечню отходов определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками).

Росприроднадзор уполномочен оказывать государственную услугу по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов в рамках Административного регламента № 558, где установлены порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур) Росприроднадзора при предоставлении государственной услуги по выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов.

Пунктом 3 Административного регламента № 558 установлено,
что заявителями являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять трансграничное перемещение отходов: ввоз
на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации
и транзит отходов через территорию Российской Федерации.

Для принятия решения о необходимости получения (не получения) разрешения на трансграничное перемещение отходов заявителю необходимо представить в Росприроднадзор материалы, перечень и содержание которых должны соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 8 Правил № 442,
пунктом 15 Положения № 7 и пунктами 13, 14 Административного регламента № 558.

Также Росприроднадзор в рамках рассмотрения комплекта документов согласно п. 79 Административного регламента № 558, имеет возможность принять решение об отсутствии необходимости получения разрешения на трансграничное перемещение отходов при условии представления полного комплекта документов
в соответствии с указанными выше положениями нормативных документов.

При этом, информирование заявителя, в соответствии с п. 79 Административного регламента № 558, о том, что отход(ы) не включен(ы) в разделы 1.2 и 2.3 приложений № 1 и № 2 к Решению ЕЭК № 30, а также в приложения № 1
и 2 к Правилам № 442 и их трансграничное перемещение не подлежит государственному регулированию согласно требованиями Базельской конвенции, осуществляется по результатам рассмотрения материалов, подаваемых заявителем для получения разрешения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов.

Также сообщаем, что пунктом 27 Административного регламента № 558 установлено, что за выдачу разрешения на трансграничное перемещение отходов взимается государственная пошлина в размере, установленном подпунктом 78 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены на официальном сайте Росприроднадзора в сети «Интернет» по адресу https://rpn.gov.ru/requisites/reqs/
По вопросу уведомления компетентных органов иностранных государств о трансграничном перемещении опасных отходов

Пунктом 1 статьи 6 Базельской конвенции установлено, что государство экспорта уведомляет или требует от производителя или экспортера уведомлять в письменном виде через компетентный орган государства экспорта компетентные органы заинтересованных государств о любой предполагаемой трансграничной перевозке опасных или других отходов. В подобных уведомлениях должны содержаться заявления и информация, предусмотренные в приложении VА Базельской конвенции, на языке, приемлемом для государства импорта. Каждому заинтересованному государству достаточно направлять одно уведомление.

В соответствии с пунктами 88-96 Административного регламента № 558 Росприроднадзор осуществляет уведомление заинтересованных иностранных государств и органов государственной власти Российской Федерации
о трансграничном перемещении отходов.

Формы уведомления о трансграничной перевозке опасных отходов, документа о перевозке для трансграничных перевозок/поставок отходов, а также инструкция
по их заполнению установлены Решением 8-го совещания Конференции Сторон Базельской конвенции № BC-VIII/18.

Вопросы выдачи разрешения на вывоз из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру

Порядок получения разрешений СИТЕС определен Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования предоставления государственной услуги по выдаче разрешения на вывоз
из Российской Федерации и ввоз в Российскую Федерацию видов дикой фауны
и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, их частей или дериватов, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., кроме осетровых видов рыб и продукции из них, включая икру, утверждённым приказом Минприроды России от 30.06.2015 № 297 (далее – Административный регламент).

В соответствии с пунктом 11 Административного регламента срок предоставления государственной услуги составляет 30 рабочих дней со дня регистрации заявления.

В соответствии с пунктом 28 Административного регламента за выдачу разрешения или сертификата СИТЕС взимается государственная пошлина в размере 3 500 рублей, установленная подпунктом 79 пункта 1 статьи 333.33 части 2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (Вашингтон, 03.03.1973) (далее – СИТЕС), утвержденный на 18 Конференции Сторон СИТЕС и действующий с 26.11.2019, опубликован на официальном сайте СИТЕС (https://cites.org/eng/app/appendices.php).

В соответствии со статьей III СИТЕС для импорта образцов, включенных в Приложение I СИТЕС, необходимо иметь экспортное разрешение СИТЕС страны-экспортера и импортное разрешение СИТЕС страны-импортера.

В соответствии со статьями IV и V СИТЕС для импорта образцов, включенных в Приложения II и III СИТЕС необходимо предъявить только разрешение СИТЕС страны-экспортера, разрешение страны-импортера не требуется.

Амирханов
Амирхан
Магомедович

Заместитель руководителя